Скоро в школу

Видеоконсультация для родителей "Адаптация первоклассников к условиям обучения в школе"

01.03.2022

Воспитание самостоятельности у будущего школьника

02.03.2022

Иногда дети говорят, что не хотят учиться в школе. С чем это связано? Со страхом нового, неизведанного. Как преодолеть страх перед школой?

  1. Никогда не запугивайте ребёнка школой.
  2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни.
  4. Не возлагайте необоснованных  надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником. И не внушайте это ребенку !
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним.

      Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться   на стремлении сформировать желание многое узнать и многому научиться,  воспитании самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли,  задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогом.

       Самостоятельность проявляется в умении и стремлении ребёнка действовать без  помощи взрослого, связана с проявлением активности, инициативы, элементов  творчества. Умение самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Самостоятельный ребёнок -  это  ребёнок, который  в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой  одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

 Как воспитать у ребёнка самостоятельность?

  1. Постоянно обогащайте  представления и умения детей.
  2. Создавайте условия, побуждающие ребёнка использовать имеющие знания и  навыки.
  3. Воспитывайте интерес к самостоятельным действиям.
  4. Меняйте тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов ( показ, объяснение) переходите к косвенным     ( совет, напоминание).
  5. Поддерживайте  желание преодолевать трудности, доводить  дело до конца.
  6. Ориентируйте ребёнка на получение хорошего результата.
  7. Расширяйте область самостоятельности ребёнка.
  8. Поддерживайте чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

 

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за  столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это  позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

 

Литература:

 

1.Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.А.Панько [ и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016г. -216с.

2.Вдовенко, Н.  Ваш ребенок – будущий первоклассник// Пралеска.-

2013.-  №7, с. 74-77.

свернуть

Какую школу выбрать?

02.03.2022

      Размышления о выборе школы для своего ребенка – головная боль многих родителей. Пока ребенок мал, вопрос, где он будет учиться, за него решают родители. Выбор школы — не всегда дело простое. Поэтому родители будущих первоклассников вынуждены пользоваться слухами и досужими мне­ниями своих знакомых, родственников и соседей. Многие стараются выбрать школу по-престижнее, другие руководствуются соображениями территориальной близости и удобства расположения (ребенку не придется пересекать оживленные автомагистрали, стройплощадки, пустыри, территории гаражных кооперативов и т. д.).

         Однако часто они забывают поинтересоваться мнением своих детей. Многие дошкольники хотели бы учиться в той же школе, что и их братья и сестры. У них уже сформировалось о ней определенное представление, основанное на ранее услышанных рассказах.

      Посещая детские сады, малыши могут устанавливать между собой тесные дружеские контакты, которые хотели бы сохранить на последующие школьные годы. Не стоит забывать и о дворовых привязанностях. Обычно дети, живущие в одном доме, подъезде, дворе и обучающиеся у одного педагога, образуют сплоченные группировки внутри класса. Они могут вместе ходить в школу и возвращаться домой. По дороге происходит обмен впечатлениями, осуществляется своеобразная психологическая разгрузка, планируются предстоящие игры и более важные мероприятия.

        Итак, решая на семейном совете, какую школу выбрать, не забудьте поинтересоваться мнением будущего ученика. Возможно, он терпеть не может математику.  А если ваш ребенок категорически заявляет, что пойдет в первый класс только вместе с другом Мишкой или Вовкой, то не пытайтесь уверить его в том, что учится каждый сам и для себя.

         Если малыш с трудом переносит поездки в транспорте или крайне негативно реагирует на раннее пробуждение, лучше откажитесь от мысли возить его в школу, отвечающую самым высоким вашим требованиям. Все ее преимущества будут перечеркнуты утренними деп­рессиями, которые вскоре могут перерасти в утрату желания учиться. Идеально, когда малыш сможет уже через неделю — две добираться до школы сам. Близкое ее расположение от дома позволит наладить тесные дружеские связи с одноклассниками и выкроить побольше времени для игр и отдыха, так необходимых маленьким ученикам.

       Наконец, выбирая класс и конкретного педагога, не забывайте, что богатый педагогический опыт убережет только от грубых ошибок, а отнюдь не от просчетов. Молодые же педагоги, как правило, больше внимания уделяют своим воспитанникам. Они с легкостью используют на практике новейшие достижения современной науки. И кто сказал, что первая учительница не должна быть красивой?! Привлекательный образ учителя очень много значит для малышей. И если на собрание родителей будущих первоклассников приглашают и детей, не поленитесь захватить своего ребенка. Может быть, его детская интуиция позволит безошибочно выбрать ту или того, под чьим руковод­ством он будет наиболее плодотворно овладевать всеми премудростями знаний. Гораздо приятнее каждый день видеть перед собой человека, который уже на уровне подсознания вызывает симпатию и доверие, нежели пусть заслуженного учителя, один только внешний вид, которого заставляет в страхе сжиматься сердце маленького человека.

        «Устами младенца глаголит истина», — эта фраза как нельзя лучше подходит к разрешению заданной ситуации о выборе школы для своего ребенка.

 

Литература: Корнеева, Е.Н. Эти загадочные  малыши (100 ответов на родительские  «почему») / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития. – 1999.

свернуть

«10 заповедей» для родителей будущих первоклассников

01.03.2022

1. Начинайте забывать о том, что Ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы можем тебе доверить помыть посуду (вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».

2. Будьте примером для Вашего ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения книг, газет, журналов.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постоянно учите его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете. Ставьте в известность отсутствие денег в семье, ходите в магазин вместе.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы посторонних отвечайте: «Спасибо. Мы дома обязательно поговорим на эту тему».

5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6. Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Посмотрели фильм, прочитали книгу, посетили цирк – пусть расскажет, что больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.

7. Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, сведения о родителях и ближайших родственниках.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами других – основа взаимопонимания.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только надо еще один раз попробовать». Верьте в то, что Ваш ребенок может все, только надо чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте свои взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в будущем.

свернуть

«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»

02.03.2022

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.

 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать  пояснения,  интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать  из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей.  Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами  читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и  зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя  энциклопедии, словари, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует  побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.

Повышайте общий  уровень  осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике  и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой  совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами,  окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).

Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность  с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку  будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей  помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

 

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова,  Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

свернуть

Видеоконсультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

06.01.2022

Консультативная группа «В контакте»

23.11.2021

Консультативная группа «В контакте»

Деятельность консультативной группы «В контакте» осуществляется при государственном учреждении «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района» 

Цели консультативной группы «В контакте»:

1. обеспечение преемственности между воспитанием и обучением детей дошкольного возраста и учащихся I-IV классов I ступени общего среднего образования;

2. оказание квалифицированной педагогической помощи педагогам и родителям (законным представителям).

Задачи консультативной группы

Оказывать:

- точечную (по запросу) действенную помощь педагогам учреждений дошкольного образования и учителям I-IV классов I ступени общего среднего образования;

- консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы.

Контакты:

Кизицкая Елена Адольфовна, контакты: 77-02-60

Перхорович Клавдия Ивановна, контакты: 730094

свернуть

Полезные советы

18.11.2021

Рекомендации родителям первоклассников

Обычно все дети отправляются в школу с радостью и желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Почему это происходит?

    Не всем первоклассникам удаѐтся успешно справляться с теми трудностями, которые ожидают их в школе. Принято считать, что адаптационный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике всѐ выходит совсем не так. Бывает, что ребѐнок и через год чувствует себя в школе неуютно. И во многом от родителей зависит, насколько быстро малыш привыкнет к школе. Существует четыре основных проблемы, с которыми ребѐнок сталкивается в первые недели учебного года.

1. Трудности в общении

   Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителей и со стороны одноклассников. В детском коллективе очень жѐсткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения – выясняют, кто какую роль займѐт в их новой «игре». Детсадовский ребѐнок в более выгодном положении – он уже знает своѐ место в коллективе. А ребѐнок, который воспитывался с родителями и привык быть в центре внимания семьи. Будет и здесь ожидать первых ролей, из-за чего у него может возникнуть масса неприятностей.

Советы родителям:

  • Как можно больше общения вне школы!
  • Поддерживайте любую дружбу вашего ребѐнка со сверстниками! Очень важно, чтобы он не был один, нашѐл себе товарища, а ещѐ лучше нескольких.
  • Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнить его достижения – вчера и сегодня.
  • Не настраивайте ребѐнка на отличные результаты. Как правило в первых классах у детей многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
  • Ни в коем случае не ругайте ребѐнка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

2. Трудности восприятия и концентрации

   Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребѐнка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьѐзно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители всѐ чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных детей – телевизору. А это никому не идѐт на пользу.

Советы родителям:

  • Каждый вечер разговаривайте с ребѐнком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
  • Если случилось так, что ребѐнок не хочет идти в школу, немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, идите к школьному психологу, вместе вы легче найдѐте причину.
  • Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные игры и упражнения.
  • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

3. Трудности организационного характера

  Первоклассник должен уметь обслужить себя, например, переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. Частенько бывает так, что родители покупают ребѐнку самый модный и дорогой рюкзак, а он не может даже его открыть.

Советы родителям:

  • Помогите ребѐнку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
  • Всегда просите его переодеваться после школы – это помогает ребѐнку переключиться, отдохнуть.
  • Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше всѐ сделать после небольшого отдыха.
  • Делайте уроки не больше одного часа!
  • Не пугайтесь, если ваш ребѐнок среди бела дня захочет отдохнуть – дневной сон пойдѐт ему только на пользу.

4. Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

   Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т.д. создают дополнительные трудности в процессе учѐбы.

Советы родителям:

  • Попробуйте занимать вместе с ребѐнком, вносите в занятие элемент игры
  • Одна из самых распространѐнных ошибок – заставлять ребѐнка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
  • Если вы видите, что ребѐнок устал, начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.

    Для того чтобы ребѐнку было легче преодолеть все эти трудности, постарайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или двоечник, он всѐ равно для вас самый, самый … Любимый.

Удачи, терпения и любви вам!

 

Для того чтобы родители могли сами оценить подготовленность ребѐнка к школе, предлагаем вам небольшой

ТЕСТ

Искренне ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1. Хочет ли ваш ребѐнок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребѐнка в школе то, что он там многое узнает и ему будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребѐнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?

4. Стесняется ли ваш ребѐнок в присутствии незнакомых?

5. Умеет ли ваш ребѐнок составлять рассказы по картинке не короче чем из 10 предложений?

6. Может ли ваш ребѐнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли ваш ребѐнок ориентироваться в пространстве?

8. Умеет ли ваш ребѐнок считать по слогам или, что ещѐ лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребѐнок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или сложение?

11. Имеет ли ваш ребѐнок твѐрдую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребѐнок пользоваться ножницами и клеем?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. знает ли ребѐнок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, лук, морковь)?

17. Любит ли ваш ребѐнок заниматься самостоятельно – рисовать, конструировать…

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты теста

Посчитайте все утвердительные ответы (каждый из них равен одному баллу).

15-18 баллов – можно считать, что ребѐнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут. Будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребѐнок многому научился, а содержание вопросов на которые вы ответили «нет», подскажет вам, на что необходимо направить ваши усилия.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, приходите к школьному психологу, идите к учителю, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребѐнком и обратите особое внимание на то, что ему трудно даѐтся.

Если результаты теста не оправдали ваших ожиданий, не расстраивайтесь. Ребѐнок ждѐт вашей помощи и если вы готовы ему помочь, то дело поправимое.

Вот несколько правил вам на помощь:

  • занятия должны быть обоюдно добровольными;
  • их длительность не должна превышать 35минут;
  • не заставляйте ребѐнка заниматься, если он утомлѐн.
  • постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен;
  • не «дрессируйте» ребѐнка на сложение и вычитание, на чтение словами, занятия в форме игры будут интереснее и полезнее ребѐнку.

 

свернуть

Советы родителям "ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?"

19.11.2021

Советы родителям 

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

 Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце.

ДЕЛАЙТЕ:

  • Радуйтесь вашему ребенку. 
  • Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Будьте терпеливы.
  • Говорите медленно.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Чаще хвалите вашего ребенка.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
  • Если в семье слышат друг друга - проблемы поколений возникают гораздо реже.

НЕ ДЕЛАЙТЕ

  • Не перебивайте ребенка.
  • Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
  • Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  • Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке
свернуть

Рекомендации

19.11.2021

Рекомендации родителям первоклассников

Как подготовить ребёнка к школе

     Чем ближе начало нового учебного года, тем больше забот появляется у родителей. Во что одеть чадо, какие учебники купить, сколько денег отложить на нужды школы....

      В этой суматохе многие мамы и папы совсем забывают о том, что, кроме экипировки, ребенку требуется еще и повышенное внимание, особенно если он идет в школу впервые.

Ученье - труд

     Педагоги и психологи советуют родителям первые два месяца первого учебного года целиком посвятить тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Первоклашке необходимо научиться считать и ценить время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет только после того, как сделает самое главное: уроки на завтра.

    Малышу будет легче привыкнуть к школе, если заранее ориентировать его на то, что учеба - труд, который требует напряжения всех внутренних сил даже от самого способного ученика. Иначе ваш ребенок может превратиться в школьника из известного анекдота - прийти из школы со словами: "Что же вы не предупредили, что эта волынка на 10 лет?!" Любой труд предполагает трудности, только тогда он и интересен - вот что важно донести до юного сознания.

    Но не всѐ родителям поучать ребенка. Необходимо интересоваться школьными событиями. Вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" - первоклашкам не ставят ни "десяток", ни "двоек"; правильнее спросить о том, что на уроке чтения показалось самым интересным, что веселого было на уроке физкультуры, в какие игры детишки играли.

Дважды два - самолет

     "Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени", - сетует мама, листая дневник своего чада. Учителя постоянно говорят одно и то же: "Мальчик - способный, но слишком несобранный, витает в облаках, думает, как лучше управлять самолетом, в его тетрадях постоянная грязь".

      Как справиться с детской рассеянностью и стоит ли это делать, объясняет директор Научно-исследовательского центра детской нейро-психологии Александра Соболева: «Не стоит смотреть на своего отпрыска разочарованными глазами и думать о том, что он не оправдал наших надежд. И когда в задании по русскому языку стоит "десять" за содержание, но "пара" за грамотность, не спешите ругать маленького человека. Просто ваш ребенок не такой, как все. У него, скорее всего, доминирует правое полушарие мозга.

     У таких детей идет постоянное взаимодействие мира реального и мира фантазий. Ребенок полностью погружается в собственный безграничный мир. Он не хочет замечать ничего, что может отвлечь его от мира своих ощущений. Такие дети блестяще пишут сочинения на свободные темы, но совершенно не обращают внимания на грамматические ошибки. Главное для них - показать, что они чувствуют».

Бананы для ума

       Допустим, то, что школа - это тяжкий труд, ваш любимец уже понял. Но быть все время на пике работоспособности маленькому человечку еще трудно. Помогите малышу прогнать усталость - ежеутренне жестким полотенцем растирайте ребенку шейную и затылочную зоны. Можно купить ему массажные тапочки или стельки - пусть хотя бы 20 минут в день отпрыск бегает в них по дому. Вместе с ребенком приучайтесь делать дыхательную гимнастику и принимать контрастный душ. Покупайте бананы - это отличная пища для ума.

      Может, кому-то это покажется перебором, но пока ваше сокровище готовит уроки, зажгите в его комнате аромалампу с запахом бергамота или можжевельника.

    Отдайте ребенка в музыкальную школу (естественно, если он не против). Игра на любом инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу.

      И наконец, позволяйте чаду больше гулять на свежем воздухе при дневном свете и во время снегопада - белый цвет очень полезен.

Синяки на душе

    Многие дети не могут открыто говорить о проблемах, с которыми сталкиваются в школе. Родителям нужно уметь видеть эти скрытые синяки на ранимых детских душах. Вот те признаки, которые должны заставить родителей насторожиться, - у сына или дочки не все ладно в школе:

  1. Частые непредсказуемые болезни: еще вчера был заводилой во всех играх, а сегодня поднялась температура или заболел живот. Такое часто случается, когда ребенку не нравится школа. Отрицательные эмоции, которые ваше чадо испытывает на уроках и переменках тревожат его.

  2. Резкое снижение интереса к учебе и, как следствие, ухудшение успеваемости. Попробуйте проанализировать, из-за чего ваш вполне успешный ученик вдруг "съехал" на "двойки" и "тройки". Причин может быть несколько: смена учителя или классного руководителя; переход из начальной школы в среднюю; адаптация к новой школе или классу; стремительный физиологический рост.

    Чтобы научить ребенка пользоваться своими способностями и сосредотачиваться, родителям необходимо соблюдать несложные правила:

  • вы должны знать все домашние задания, чтобы следить за их исполнением;
  • составьте распорядок дня, оставляя на некоторые дела больше времени;
  • проявляйте находчивость: даже обычные домашние дела могут превратиться в творчество;
  • постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается;
  • введите поощрительную систему в виде новой книжки, похода в кино или театр;
  • позаботьтесь об интерьере комнаты, в которой находится ребенок: вокруг письменного стола не должно быть отвлекающих предметов;
  • поговорите с учителем. Пусть он попробует оценивать вашего ребенка не только с точки зрения успеваемости. 
свернуть

Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

        Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

      Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют:

- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);

- чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;

- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);

- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);

- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);

- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);

- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);

- общую осведомленность ребенка об окружающем мире;

- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

         Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

      При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит тестирование.

          Во-первых, у школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру.

       Во-вторых, родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.

          Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка готовности к школе - настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту. Он знает, какие тесты, методики используются при приеме в школу. Или попробуйте подготовить ребенка сами - специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это иногда выглядит как натаскивание. Ребенок может заявить на самом тестировании: "А это задание я уже раньше делал!" И все же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

         Обычно, когда говорят о "школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

- Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

- Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

- Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

- Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

- В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

- Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".

свернуть

Скоро в школу

Уважаемые родители!

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ...
Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?

Мы отвечаем...

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ…
Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?

Мы отвечаем...

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ…
Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Мы отвечаем...

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ…
В чем различия взаимоотношений в системе «ребенок – педагог» в деском саду и школе?

Мы отвечаем...

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ…
Почему не все дети одинаково овладевают чтением и письмом?

Мы отвечаем...

свернуть